Муниципальное общеобразовательное учреждение Спас-Загорская основная общеобразовательная школа
О школе
История школы
Село Спас-Загорье имеет очень интересную и глубокую историю. В старинных документах название села зафиксировано как «Спасское в Оболенске» или «село Спасское Загорье в Оболенске», что означало Спасское в Оболенском уезде. Затем Спас-Загорье относилось к Малоярославецкому уезду.
Спасская волость, одна из самых крупных в уезде, включала 36 селений, разделенных на 9 сельских обществ: Спасское (села Спас-Загорье, Спас-Нарышкино, Митинки); Потресовское (деревни Потресово, Ратманово, Пяткино); Скрипоровское, Князь Романовское (Коллонтай), Барденевское, Трёхсвятское, Трубинское, Фёдоровское и Фатеевское. Село было крупное, так как в нем был организован съезжий двор, где велась запись дворов деревень Малоярославецкого уезда.
В здании, в котором прежде размещалась Спасская волость, в 1888 году была открыта церковно-приходская школа. По описанию Полины Бокаул, четырех классная школа располагалась в здании Спасского волостного правления. Это было двухэтажное кирпичное здание, с двумя лестницами посередине, ведшими на второй этаж. На нижнем этаже располагались тюрьма, кладовая и дровяной сарай. По обе стороны лестницы располагались уборные. Верхний этаж делил на две половины школу и волостное правление, в котором имелась крошечная передняя и коморка для сторожа. В углу передней стояла лохань, а перед ней висел рукомойник. Во время перемен учащиеся сновали по лестнице и на улице, часть находилась в классе, а некоторые толпились в передней. При тесноте и толкотне ребята часто попадали в лохань, всегда кто-нибудь выскакивал мокрым. Парты были длинные, весь класс размещался на нескольких из них, но поверхности парт были выщербленные, на них неудобно было писать. Задачи решали на грифельных досках.
В школе учились ребята из нескольких деревень: Спас-Загорья, Нарышкино, Потресово, Шемякино, Митинка. Из дальних деревень – Потресово и Митинки ребят зимой возили на лошадях, а осенью и весной они добирались пешком небольшими стайками. Зимой Митинские ребята, выбегая из школы на улицу, сразу же занимали боевые позиции и начинали войну «снежками» со Спасскими. Весной и осенью баталии происходили в парке. Многие возвращались домой растрепанными и с разбитыми носами. Учительница никогда не разбирала ребячье «боевое» поведение.
25 апреля 1947 года в Спас-Загорье открылся детский дом в двухэтажном кирпичном здании. Проработал он до 1954 года. Здесь же была библиотека. Спасские ребята с детдомовцами жили мирно, понимали, что не стоит с ними драться. Хотя некоторые из них были не подарком. Директор школы Проскунин Василий Федорович пристроил кирпичное здание и здесь были оборудованы мастерские, физический кабинет и спортивный зал.
Второе здание было построено земством в 1912 году. Здесь размещалась начальная школа. С 1929 года заведующей этой школой была Кавонина Мария Васильевна.
Учебных классов катастрофически не хватало и в 1937 году было построено третье здание. С тех пор Спас-Загорская стала считаться семилетней. Первым директором семилетней школы был Шаповаленко Константин Григорьевич, преподаватель истории. Он ушёл на фронт и погиб в первый месяц войны.
Великая Отечественная война для жителей села Спас-Загорья оставила незабываемые следы. Село Спас-Загорье было оккупировано немцами с 16 октября по 31 декабря 1941 года. Школа была закрыта. Занятия прекратились. Учителя были эвакуированы. Немцами была сожжена вся мебель школы: парты, столы, стулья, шкафы – всё, что могло гореть. Были выбиты все стёкла. Немцы пытались сжечь школу, но не удалось.
Из воспоминаний Карымсакова Даулетбая, врача 244-го медико-санитарного батальона 312-й стрелковой дивизии мы узнали, что в октябре в Спас-Загорской школе разместились хирургический и приемно-сортировочный взводы. Но по Варшавскому шоссе прорвались немецкие танки и автоматчики заняли окраину Спас-Загорья. В селе не было никаких воинских подразделений и медсанбату пришлось своими силами отступать и вывозить раненых.
В Спас-Загорье в годы войны за школой на поле был аэродром, а в здании школы расположился штаб полка. В дневнике комиссара Дубинина описывается, как 24 марта 1942 года Лидия Русланова и ее муж, известный конферансье Михаил Гаркави выступали в узком коридоре разрушенной немцами школы. Именем комиссара полка майора Г.К.Дубинина, геройски погибшего в нашем крае, названа пионерская дружина. По инициативе летчиков 80-го бомбардировочного авиаполка в школе был открыт музей.
После изгнания немцев директором школы была назначена Кавонина Мария Васильевна, которая вместе с учениками начала восстанавливать школьное здание. Окна были забиты фанерой, мел заменил уголь, им писали на фанере, что была прибита вместо доски. Тетрадей не было и ученики писали на газетах, в старых книгах и тетрадях между строк. Кавонина Мария Васильевна служила директором школы 12 лет. За большие заслуги в области народного образования она была награждена Орденом Ленина.
Мы должны помнить о тех, кто стоял у истоков школы, кто внёс вклад в развитие образования на селе. В школе работали замечательные педагоги, отмеченные наградами - медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», медалью «За трудовое отличие», значком «Отличник народного просвещения», Почетной грамотой Министерства Просвещения РСФСР – Бешменева Людмила Павловна, Бешменева Мария Сергеевна, Ефимова Мария Михайловна, Крюкова Мария Дмитриевна, Губина Таисия Ивановна, Фурыгина Клавдия Марковна, Рогачева Мария Федоровна, Чичагова Анастасия Андреевна и другие. Ветераны Великой Отечественной войны – Проскунин Василий Федорович, Чичагов Константин Григорьевич, Жуков Михаил Васильевич, Алешкин Николай Николаевич, Фурыгин Александр Егорович.
Учеников было много, классы были параллельные, с наполняемостью в 35-41 человек. Школа работала в две смены, вторая и третья смены с керосиновыми лампами. В третью смену была организована школа сельской молодежи. Так называемая «вечерка». В то время было много молодых людей без семилетнего образования. Одним помешала война, другим собственная лень.
Долгие годы школа работала в трех зданиях, отапливалась дровами. Нужно было своевременно доставить, напилить, наколоть дрова. Проследить, чтобы уборщицы, они же истопники, затопили печи в 4 часа утра, нагрели здания к приходу учеников.
Было тесно, неудобно и холодно. Учителям приходилось переходить из здания в здание, чтоб провести уроки в разных классах. Василий Федорович решил сделать пристройку к двухэтажному кирпичному зданию. Средств на это не было. Решили строить своими силами с помощью шефствующих организаций, расположенных в микрорайоне школы. Это Госсортучасток, Спас-Загорский завод ПАИ, Шемякинский ЛЗУ и колхоз им.Кутузова. Помогали, кто, чем мог. Средствами, стройматериалами, транспортом и выделяли по 2-3 рабочих. Но и школьники активно помогали в строительстве. На уроках труда ученики делились на группы. С мальчиками урок проводил Шилкин Сергей Алексеевич, а с девочками – Шилкина Вера Николаевна. Мальчики 7-10 классов вручную рыли траншею под фундамент. Девочки собирали камешки, обломки кирпича, железки в кучки, а мальчишки на носилках и в ведрах засыпали строительный мусор под фундамент.
Для уроков делопроизводства председатель колхоза «им.Кутузова» Харчук Владимир Филимонович выделил списанный трактор. Шилкин С. А. обучал ребят вождению трактора. Вместе они привозили щебень. Готовили бетонный раствор и заливали фундамент под пристройку. Возводили стены и крыли крышу всем миром. Получилась пристройка на четыре классные комнаты. Все были рады и довольны, правда совсем не были решены проблемы тесноты и холода в зимнее время. От керосиновых ламп уже отказались, появилось электричество.
Плохие бытовые условия не отражались на учебно-воспитательном процессе. Коллектив учителей был молодой, энергичный и любящий свое дело. В любых условиях отдавали все свои силы, знания и умения детям. Трудности были у всех, но никто не опускал руки. Педагоги умели работать, умели и отдыхать. Всем коллективом праздновали даты, дни рождения, семейные юбилеи, начало и конец учебного года. Активные молодые учителя организовали агитбригаду и ездили по близлежащим селам и деревням с концертной программой. По воспоминаниям Жукова М.В.: «Всю округу объезжали на тракторах с художественной самодеятельностью. Приезжали поздно ночью грязные, замёрзшие, уставшие, голодные. А утром стояли перед учениками свежие и счастливые». Михаил Васильевич с 1976 года возглавлял РОНО в Малоярославце, а затем пришел директором в Спас-Загорскую школу. История школы и села вдохновляли литератора и был выпущен сборник стихов «Голос сердца и души».
Интересная была жизнь в школе – готовили с учащимися интересные и занимательные вечера к праздничным датам, тематические вечера, развлекательные мероприятия, вечера встреч с бывшими выпускниками. За успехи в учебе, за активную школьную жизнь учащиеся награждались поездками на экскурсии по памятным местам, на новогодние елки в Москву, в музеи, цирк, в театр. Проскунин Василий Федорович, командир партизанского отряда водил учеников на экскурсии по своим партизанским местам.
Школа всегда была тесно связана с колхозом «им.Кутузова». Помогали в посадке, прополке и уборки свеклы, картофеля, капусты. За хорошую работу председатель колхоза Харчук В.Ф. выделял деньги на поездки учащихся на экскурсии, на проведение дней урожая, на новогодние подарки и организацию новогодних утренников.
За выращенные семена кормовой свеклы на пришкольном участке, школа была премирована радиоузлом. Чичагов Константин Григорьевич обучал старшеклассников вести радиопередачи. На большой перемене велись передачи учащихся о событиях в стране, области, районе, колхозе, об успехах учащихся. Не забывали пожурить отстающих. Подводили итоги соцсоревнования за лучшее содержание порядка в классах, за лучшую подготовку и проведение вечеров, выпуски стенгазет. Это был хороший воспитательный прием.
В конце каждого учебного года организовывалась ученическая производственная бригада из учащихся 7-9 классов, которая работала на полях колхоза «им.Кутузова». Бессменным руководителем производственной бригады была Шилкина Вера Николаевна. Бригада премировалась почетными грамотами и подарками, была среди лучших в районе и области. Ездили за границу. В каждом отряде бригады велись дневники, оформлялись альбомы с фотографиями и зарисовками.
Спас-Загорский завод ПАИ, как шефствующая организация, подарил струнные инструменты. Был организован струнный ансамбль. Преподаватель пения и музыки Луговая Валентина Васильевна обучала детей игре на инструментах и руководила ансамблем. Ребята выступали на школьных вечерах, перед работниками колхоза и завода. Также был организован школьный хор, практиковали и сольное пение.
В первой половине пятидесятых годов был заложен фруктовый сад, где плодоносили 320 яблонь и груш, 200 кустов смородины и крыжовника. Старшеклассники под руководством биолога Вариной Марии Пахомовны высаживали саженцы, привезенные из питомника, в подготовленные лунки. Саженцы очень оберегали. Школьники учились ухаживать за посадками – обрезать, формировать крону дерева. В междурядьях выращивали землянику «Краса Загорья». У каждого класса на пришкольном участке была своя делянка, где выращивали овощи и проводили опыты.
По воспоминаниям учителя Чичаговой Анастасии Андреевны, летом 1968 года силами колхоза «им.Кутузова», строительной организацией города Обнинска и директора школы Чичагова Константина Григорьевича к основному зданию было пристроено восемь классных комнат. От водонапорной башни завода ПАИ провели воду, построили котельную и сделали паровое отопление. Необходимость наполнения кабинетов мебель была решена так. По закону новая мебель выделялась для школ-новостроек, наша таковой не являлась. Положение спасла бывшая ученица, работавшая завхозом в Обнинской школе. Школа получила новую мебель, а списанную, в хорошем состоянии отдали в Спас-Загорье. С этого года школа начала работать в одну смену. За эту пристройку Харчук ВФ. Был награжден значком «Отличник народного просвещения», а Чичагов К.Г. – благодарственной грамотой.
Дети большей частью времени были предоставлены сами себе, так как родители работали, вели хозяйство. Поэтому в школе была организована группа продленного дня до 17.00. Сначала для начальной школы, а затем и для 5-7-х классов. Это был положительный опыт. Преподаватели не только организовывали досуг в свободное время, но и контролировали выполнение домашнего задания.
С 1988 года по 2014 год возглавлял работу в Спас-Загорской школе Заслуженный учитель Российской Федерации Иванов Александр Сергеевич. Особое внимание он уделял духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Продолжил традиции директоров-ветеранов Великой Отечественной войны. Много лет вел переписку с Зуйко Т.М., летчиком-ветераном 46-го авиаполка. Поддерживал сотрудничество с офицерами подводниками центра подготовки ВМФ России города Обнинска, которые ежегодно приезжали в День защитника Отечества. Много сделал для улучшения материально-технического состояния школы. Совместно с Литовко Иваном Адамовичем и Ивановой Любовью Дмитриевной оформили комнату-музей. Прежде экспонаты, фотографии и письма хранились в пионерской комнате. Александр Сергеевич был генератором новых идей и событий в школе.
Спас-Загорская школа выпустила много замечательных выпускников. Среди них есть известные люди не только на селе – Карпичев Виктор Сергеевич, доктор философских наук, профессор, автор исследования «История Спас-Загорья»; Иванов Сергей Александрович, доктор технических наук, изобретатель; Вишневский Станислав Филиппович, собиратель истории, краснодеревщик, коллекционер; Губин Владимир Константинович, доктор сельскохозяйственных наук, автор 70-ти изобретений по мелиорации; Губина Наталья Константиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ФГОБУ ВПО «КГУ им.К.Э.Циолковского»; Харчук Владимир Филимонович, Заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР; предприниматель Кирюшин Владимир Александрович.
Образование и формы обучения
Обучение в МОУ "Спас-Загорская основная общеобразовательная школа" осуществляется в очной форме
Программа развития
Программа развития МОУ «Спас-Загорская основная общеобразовательная школа» на 2021-2025 годы разработана на основе современных подходов к стратегическому управлению: проектный подход к разработке и реализации стратегической программы. Методологической основой Программы развития являются федеральные проекты Национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (начального, основного, среднего уровней) в редакции от 8 января 2021 г.
Программа развития разработана на основе проектной методики и включает 8 проектов: Обучение, Воспитание, Здоровье, ВСОКО, Успешный ученик, Информационно-образовательная среда (ИОС), Эффективный педагог, Управление.Важное место в Программе развития отводится разработке систем мониторинга и оценочных процедур реализации Программы развития.